*Жанр- Action/RPG
*Мультиплеер- Отсутствует
*Разработчик- Obsidian Entertainment
*Издатель- Sega
*Издатель в России- Софт Клаб
*Локализатор- Софт Клаб
*Дата выхода- 2009
*Официальный сайт игры- wwwobsidianent.com
Анонс Alpha Protocol и первая скупая информация о новом проекте ветеранов ролевого жанра из Obsidian Entertainment у многих почитателей их творчества вызвали чувства, близкие к разочарованию и унынию. Шпионский боевик — это, мягко говоря, не совсем то, чего они ждали от авторов Planescape: Torment, Fallout, Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords и сиквела Neverwinter Nights. Однако более подробная информация уже не позволяет относиться к Alpha Protocol как к шпионскому клону Mass Effect. Чтобы окончательно развеять сомнения, мы лично побеседовали с разработчиками, пригласив к разговору ведущего продюсера Alpha Protocol Райана Ручински (Ryan Rucinski), исполнительного продюсера проекта Криса Паркера (Chris Parker) и живую легенду ролевого жанра, креативного директора и ведущего дизайнера игры Криса Авеллона (Chris Avellone). Сопоставив полученные данные с уже имеющейся информацией о проекте, «Игромания» пришла к выводу: перед нами потенциально удачная и перспективная попытка совместить глубокую сюжетную линию с моральной фрустрацией героя, полноценной свободой выбора, модной шутерной динамикой и свежими жанровыми трендами. Звучит громоздко, но у нас для этого есть более правильное слово, идеально описывающее Alpha Protocol. Это — комплексная игра.
О важности выбора
Итак, Alpha Protocol — история о шпионе, который оказался в крайне затруднительном положении. Молодого и неопытного агента Майкла Тортона (Michael Thorton) уже успело предать собственное начальство, а родная страна объявила в розыск. Оставшись без помощи, он вынужден уйти в подполье. Единственное, что у него есть, — знание о неком заговоре, способном унести тысячи жизней, и список объектов, где он мог бы получить на этот счет более подробную информацию. Или не получить.
Соответственно, классической бондианы здесь почти нет. Бонд, Джеймс Бонд, предотвращал мировые заговоры, потягивая коктейли в накрахмаленном смокинге Brioni. Alpha Protocol куда жестче. Obsidian говорят о таких фильмах, как «Сириана», «Миссия невыполнима», «Ронин». Их герой — это собирательных образ «трех Д. Б.» — Джейсона Борна, Джека Бауэра (см. сериал «24») и, наконец, в последнюю очередь — Джеймса Бонда. То есть акцент больше на реализм, жесткость и суровую рутину шпионской деятельности, чем на обыгрывание привычных мифов о секретных агентах.
«Сюжет помещает вас в крайне реалистичный мир, где нужно принимать жесткие решения, а затем жить с последствиями этих решений — это, конечно, мы взяли из «24» и «Борна», — рассказывает Райан Ручински. «С другой стороны, — подхватывает Крис Авеллон, — мы хотели включить и типичные для бондианы элементы, сделав врагов не только сложными в бою, но и красочными. Поэтому многие из них появляются на сцене с чрезвычайной помпой, имеют индивидуальные повадки и выдающиеся визуальные приметы. Вспомните «Убить Билла», и вы получите представление о некоторых противниках Тортона».
Но самое главное, что досталось Майклу от Бонда, — любовь к красивым женщинам. Их в Alpha Protocol будет много, и почти с каждой можно закрутить роман разной степени тяжести. Причем, как уверяет Крис Авеллон, все отношения и романы Тортона оказывают разнообразное влияние непосредственно на геймплей: «Благодаря этим отношениям вы можете получить те или иные «перки», ключевую для выполнения миссии информацию или предметы и даже открыть дополнительные квесты — все зависит от того, за кем решил приударить герой и каких успехов он там добился. К слову, в некоторых случаях неудача на любовном фронте может оказаться лучше, чем успех…»
Как бы то ни было, главное во всем этом — свобода выбора: игрок сам лепит образ главного героя, выбирая, какие элементы трех «Д. Б.» использовать и в каких сочетаниях. «Все трое — крайне интересные типажи настоящего шпиона, и мы хотим, чтобы вы спросили себя, какой характер вам ближе, а затем на основе этого самостоятельно строили образ, поступая тем или иным образом», — говорит Крис Паркер.
То есть речь идет о нелинейности действий игрока в одной и той же ситуации. По большому счету есть три основных варианта: строить из себя «тихого убийцу» (Джейсон Борн), гарцевать с оружием (Джек Бауэр) или использовать высокотехнологичные и взрывоопасные гаджеты (Бонд, Джеймс Бонд). Слово Райану Ручински: «Alpha Protocol позволяет вам выбирать, как вы хотите играть. Приведу такой пример: перед игроком большая комната с пятью плохими парнями. Чтобы добраться до другой стороны, герой может красться мимо врагов, используя тишину и хитрость, залить комнату свинцом или применить технологии, позволяющие обмануть или покалечить пятерых противников сразу».
Список Тортона
Alpha Protocol имеет достаточно свободную структуру, не ограничивая Тортона жесткими сюжетными рамками. «У героя есть несколько операций в различных частях мира. Каждая из них имеет главную цель и множество разнообразных миссий, которые помогают достичь этой цели: игрок может заниматься ими в любой последовательности. Он не обязан выполнять все задания, хотя большинство, конечно, сделать нужно, чтобы пройти по сюжету», — говорит Крис Паркер. А Крис Авеллон уточняет: «Перед Майком стоит ряд проблем и тайн, разбросанных по всему миру. Как он будет их решать — исключительно ваше дело. Каждая операция распадается на множество подмиссий, и игрок сам определяет, какими заданиями он хочет заняться и как их выполнять. В зависимости от этого становятся доступны новые поручения, которые постепенно ведут Тортона к финальной цели операции. То есть выбор всегда остается за вами. Эта свобода крайне важна для RPG, и мы чувствовали, что просто обязаны дать ее».
Большинство миссий связано с добычей информации об объектах и людях из того самого «списка Тортона». Важно, что игрок свободен в выборе методов решения стоящих перед ним задач. Тут Obsidian с радостью следует ветхому RPG-завету, принципу «трех У»: герой в одной и той же ситуации может Украсть, Убедить или Убить. И даже добавляет к нему четвертый вариант — Ублажить деньгами.
Решающая роль в нормальном функционировании этой схемы отведена диалогам. Тут Alpha Protocol использует наработки Mass Effect и Fahrenheit. В итоге получилась Dialog Stance System, как ее зовут в Obsidian. У нее сразу два краеугольных камня. Во-первых, в ответ на словесные пассажи собеседника вы выбираете не строчки диалога, а эмоции. Основных варианта три: отвечать учтиво, сухо или агрессивно. Но каждый из них распадается еще на несколько ветвей. Подобный механизм отнюдь не нов: то же самое мы видели еще в Bard’s Tale. Но тут вступает в действие второй основополагающий принцип Dialog Stance System: у вас есть только одна попытка должным образом показать себя собеседнику — многократно «перепроходить» один и тот же диалог, пробуя различные варианты эмоций, тут не получится. Авторы говорят о приоритете первого впечатления, которое производит герой: в зависимости от этого у окружающих формируется определенная реакция на Тортона, и она во многом будет определять дальнейшее отношение к нему.
Есть и еще одно важное отличие Dialog Stance System: вы сами решаете, выражать ли вам в процессе диалога какие-то эмоции или нет. Герой может, как Джейсон Борн, с невозмутимым лицом профессионала слушать диалог, отпустив его течение на волю скриптов, а может, наоборот, как Бонд, активно вмешиваться. Главное — помнить, что разговоры тут идут в реалистичном темпе, и вам отводится ограниченное время на то, чтобы принять решение и выказать ту или иную реакцию.
Свободу перкам
Свобода определяет и собственно ролевую систему Alpha Protocol. По словам самих авторов, она ближе всего к… Fallout. У героя нет определенного класса, а есть 10 различных «перков», каждый из которых имеет 10 уровней развития. Бесклассовость позволяет гибко развивать персонажа, корректируя приоритеты на ходу, постоянно имея доступ ко всем возможным вариантам действий в игре. Каждый из трех основных вариантов поведения Тортона (тихий убийца, оружейный маньяк или фанат спецтехнологий) подкреплен солидным арсеналом навыков. Можно, например, использовать перк Chain Shot, чтобы, включив slo-mo, быстро очистить полную врагов комнату. А можно тихо подкрасться к противнику, который только и успеет, что подставить лицо под мощное колено Майкла. Все эти спецприемы, обеспечивающие вариативность действий игрока, по сути являются заменой магии, которой в шпионском боевике места, естественно, нет.
Прелесть ролевой системы Alpha Protocol еще и в том, что навыки мы не покупаем, а зарабатываем посредством определенных действий в игре. Райан Ручински: «Фактически у нас есть два различных вида перков. Одна разновидность непосредственно связана с вашим продвижением по сюжету, с тем, как вы выполняли те или иные миссии. Например, если игрок закончил какое-то задание определенным путем, то он может открыть «перк», который увеличивает стойкость героя на 5% постоянно. Другое направление «следит» за тем, как вы играете. Игра, например, отслеживает, как и куда вы стреляете: если герой убил 50 врагов точным выстрелом в голову из пистолета, то он может заработать перк «Мастерство стрельбы из пистолета», увеличивающий урон из этого вида оружия на 5%». Получается очень интересная система, которая совмещает наработки Fallout и серии The Elder Scrolls: персонаж явно развивается и делает это небанальным образом, но вы как игрок не тонете в таблицах, классах, цифрах и прочей статистике.
Вся эта свобода — в формировании образа главгероя, в выборе миссий, в диалогах, в ролевом развитии персонажа — просто физически не позволяет говорить об Alpha Protocol как об action/RPG в том привычном восприятии этого термина, за которое ответственна Diablo-серия с толпой семенящих за ней клонов.
Технологии на службе
Впрочем, сам экшен в Alpha Protocol тоже обещает стать достаточно интересным. Многие боевые навыки, как тот же Chain Shot, — это большой привет Mass Effect. Помимо многочисленных спецприемов, определяющих использование различных боевых стилей и методов ведения шпионской деятельности, особый упор Obsidian делает на использование в экшен-части высокотехнологичных приборов. Многие из них — плод воображения авторов игры. Obsidian, впрочем, уточняют, что эти гаджеты вполне могут находиться в разработке и появятся уже в ближайшем будущем. Райан Ручински привел «Игромании» пример одного из таких устройств. Речь идет о тонких, незаметных remote mines: эти мины можно использовать удаленно, прикрепляя к телу врага и взрывая лишь тогда, когда он окажется в толпе себе подобных.
Большинство гаджетов и видов оружия подлежат апгрейду. По словам Ручински, базовые умения модернизировать оборудование не выходят за пределы разумного реализма и необходимости. Так, вы можете улучшить шотган, увеличив вместимость магазина, скорость перезарядки и т.д. Можно также взять какое-нибудь защитное устройство и модернизировать его.
Есть и местный аналог переплавки. Чтобы получить больше свободы в этой области, придется выучить навык Repurpose из группы перков Sabotage: он позволяет перестроить гаджет по своему желанию в любое другое оборудование.
И самое главное: несмотря на то что бои идут в реальном времени, а тактическая пауза отсутствует, сражения не превращаются в хаос. Крис Авеллон: «Бой у нас построен на адреналине и точности и предполагает, что сначала вы быстро проводите тактическую оценку ситуации, а затем разрешаете ее, используя оружие, хитрость или спецустройства. При этом отсутствие паузы не мешает оперативному доступу к специальным способностям героя».
Источник - Сайт