*Разработчик - Bethesda Softworks
*Издатель - 2K Games
*Официальный сайт - wwwelderscrolls.com
*Дата выхода - 20.03.2006
*Издатель в России - 1C
*Дата выхода в России - май-июнь 2006 года
*Жанр - RPG
Дома так тепло, уютно. Так приятно вытянуть ноги напротив камина. Вытряхнуть из карманов скопившиеся за день безделушки, открыть бутылку недешевого винца, раскрыть книгу и погрузиться в приключения неведомого героя... Странная книга, странный герой. Он встаёт рано утром, идет на работу, вкалывает до вечера, приходит домой, садится напротив какого-то экранчика и замирает до самой ночи. А на экране у него почему-то высвечиваюсь я, который заходит в дом, вытягивается перед камином, берет бокал с вином в одну руку, книгу — в другую, и читает про то, как некий тип встает рано утром… Тьфу. Дурная магическая книжка. Чуть не засосала. Свят-свят.
Когда у игры в мамках ходит консоль, а в папках — ПК, сложно ожидать, что обоих она будет любить одной любовью. У кого карман потолще, к тому она и прыгает на ручки, хитро подмигивая второму и обидно показывая язык. The Elder Scrolls 4: Oblivion крутит фиги перед пользователями ПК своим ужасно громоздким и неудобным интерфейсом, гигантским шрифтом и корявой настройкой графических параметров. С художественной точки зрения претензий никаких. Все оформлено предельно аккуратно и красиво. Фигурку героя можно крутить-вертеть, приближать-отдалять, надевать на него шапки и подштанники, украшать кольцами и кулонами, любоваться полученным результатом. Все замечательно. Вплоть до того момента, когда необходимо в инвентаре быстро отыскать что-либо, шлепая по закладкам, неистово накручивая колесико мышки, применяя предмет и перескакивая в другой раздел, чтобы повторить операцию. То, что раньше в TES3: Morrowind помещалось на один экран, нынче разбито по нескольким меню и подменю, вынуждая пользователя совершать множество лишних движений. Даже такую часто используемую вещь, как карту, и то не удалось разработчикам привязать к отдельной клавише. Хорошо хоть, оружие и магию позволили вешать на «горячие кнопки».
Графических настроек много. Кажется, они представлены в достаточном количестве, пока не открываешь файл Oblivion.ini и ахаешь от количества всевозможных махинаций. Тут вам и «прореживатель» травы, и интенсивность освещения, и дальность прорисовки, и полный контроль над отражениями, и отключение/подключении геймпада, включение третьих шейдеров и много еще всяко-разного, не менее интересного, так или иначе затрагивающего производительность игры. С помощью этого небольшого файла можно добиться более приятной картинки, чем по умолчанию, или же наоборот, немного изменить параметры, чтобы игра шустрее забегала на средних машинах. Увы и ах, базовых настроек для этого вовсе недостаточно.
Владельцы карточек от Creative могут засандалить свои железки прямо в Oblivion (так романтично в мире игры называется ад). Никаких вам EAX, никаких вам Advanced HD, и тем более никаких X-Fi. Довольствуйтесь стандартным писком из динамиков. Если игра выдает ошибку, вываливается на «Рабочий стол» и странно подтормаживает — вырубайте (через файл Oblivion.ini) музыку. Программисты из Bethesda перемудрили с кодеками. Технических проблем в игре — воз и маленькая тележка. Для оптимального их разрешения добро пожаловать на соответствующую ветку нашего форума. Там вашу проблему или уже решили, или быстро найдут для нее лекарство.
TES4 страдает странными болезнями. Первая из них носит имя «упрощение». По сравнению с TES3: Morrowind, игра стала меньше во многих отношениях. Территория — еще компактнее Morrowind'овской с меньшим числом населенных пунктов. Количество деталей доспехов сократили, средний класс брони — убрали. На карте после получения задания тут же ставится маячок, а компас помогает быстро добраться до места назначения. Страйдеры и телепорты пошли под нож — извольте топать на двоих, пользоваться жульническим fast travel'ом или сесть за руль клячи в яблоках. Трактор — гоночный болид по сравнению с ней и, что немаловажно, гораздо более приятен в управлении и пользовании. Из его кабины никто не запрещает пулять стрелы и метать огненные шары. А тут извольте спешиться, пока бандит вас ковыряет ножиком, подойти к нему, накрутить кишки на кинжал, вернуться обратно и продолжить путешествие до следующего, заново слезать и заново накручивать. Если, путешествуя в одиночку, распоясавшихся хулиганов можно оставлять за спиной, то со спутниками, будь они неладны, придется повозиться уже основательно. Те не прощают обиды (как то — торчащая из груди стрела), обязательно спешиваются и бросаются в бой. Потом этих дуралеев приходится чуть ли не пинками загонять обратно в седло. Могут, ведь, и забыть про существование скакуна.
Зачем вообще нужны в этой игре клячи с такой кривой реализацией — и вовсе непонятно. Для добавления эффектного пункта в пресс-релизе — слишком мелочно. Или для того, чтобы потом продавать для них расписную сбрую за немалые деньги? А, Bethesda?
Торговцы в магазинах родом все, как один, из бессмертных горцев. Поэтому убить их можно только путем отсечения головы от тела. Но, увы, в TES4: Oblivion нет расчлененки. Поэтому торгаши после удара кувалдой по голове встают, отряхивают пыль с коленок, поднимают щенячьи глазки и спрашивают «чего изволите?» перед тем, как снова получить в бубен. А вот если начать красть (красная лапка на предмете), они сразу же возмущаются и убегают плакаться страже. Те материализуются за вашей спиной и монотонно зачитывают ордер на арест. Удалось украсть незаметно? Поздравляю. Обналичить деньги за ворованную вещь можно только в криминальных кругах.
Все украденные предметы тут же попадают в базу данных честных продавцов Империи. А те отказываются связываться с криминалом на отрез. Но не только они пользуются достижениями малопонятного прогресса. Доблестная милиция по эфирным каналам мгновенно распространяет информацию о ваших злодеяниях во все уголки мира. Куда бы не пришли, там уже знают, что вы в городе N у гражданина M украли фамильную деревянную ложку: «Извольте выплатить штраф в размере одной монеты!» Подавитесь.
Кони, благо, что не востребованы, также относятся к предметам владения. Лучше их не угонять. Выскочивший из кустов дежурный с факелом наперевес попросит вас остановиться, «выйти из лошади», расставить ноги, сверит номера (или как он там определяет), и зачитает вам ваши немногочисленные права. Лучше отделаться штрафом. Отсидка в тюрьме чревата снижением параметров. Сопротивление аресту чревато еще большим штрафом и еще более суровым приговором.
Понятно, что таким странным способом Bethesda решила бороться с «человеческим фактором». Чтобы не было желающих зайти в магазин, убить продавца, награбить добра и пойти сбывать его в магазин напротив. Но, боже мой! Неужели нельзя было просто приставить к каждому продавцу по паре телохранителей, чтобы не городить огород со всеми этими глупыми условностями? Неумело украл — получи наказание. Вздумал убить продавца — меч в спину. Тем более, что граждане империи наконец-то научились входить в дома. Стража всегда спешит на помощь, а испуганные покупатели быстро уходят.
TES4: Oblivion ужасно любит новичков-неумех. Выполнение заданий лишь изредка требует приложения хоть каких-либо умственных усилий. «Найди мне охотника!» Чего искать-то, если он светится на карте зелёным маркером. «В доме у дороги слышны странные звуки!» К чёрту наблюдательность — стрелка компаса любезно придет вас к месту назначения. Все автоматизировано до безобразия, и эти путеводные ниточки отбирают немалую долю удовольствия от выполнения задания. Чему тут радоваться, если тебя трепетно, как столетнюю бабушку, ведут за ручку из точки «А» в точку «Б». А «великолепнейшее» изобретение Bethesda — автоуровень — уже старается всеми силами придушить удовольствие от исследования территории.
Весь мир TES4: Oblivion подстраивается под игрока. В самом начале по лесам бегают дикари в шкурах с дубинами, а подземелья заселены крысами и мелкими гоблинами. Найти что-нибудь стоящее — невозможно. По уровню не положено. Прокрасться в развалины и стащить из-под носа у прямоходящих крокодилов стеклянный меч нельзя, поскольку пока еще нет ни крокодилов, ни меча. Украсть в магазине эбонитовый кинжал не получится по той же причине — «завезут» его только к 20-му уровню. Но стоит прокачаться, как в кустах заведутся медведи, волки, тролли и прочие недовольные вашим присутствием животные. Бомжи за это время приоденутся в эльфийские, гномьи доспехи, вооружатся даэдрическими мечами, а маги разучат более серьезные заклинания. Age of Empires в миниатюре. Кажется, еще полтора десятка уровней, и по дорогам будут бегать робокопы за терминаторами.